Кира Озани: декоративные искусства Франции

В чем главное отличие французского дизайна от других? Какие мифы существуют вокруг французской мебели? Что важного происходит в индустрии дизайна сейчас? Чего стоит ожидать от сентябрьской сессии Maison & Objet? Рассказывает Кира Озани.

На фото: Кира Озани, основатель и руководитель Французского Центра Дизайна, официальный представитель выставки Maison et Оbjet в России, странах СНГ и Балтии.

О французском дизайне. Французская традиция придает большое значение тому, что называется на французском «Arts décoratifs » – «Декоративные искусства » – то есть использованию прикладного искусства и ремёсел в интерьерах. Во Франции веками культивировалось искусство декора, «сценография» и подбор материалов, предметов и цвета в интерьере. Именно эти черты, на мой взгляд, характеризуют французский дизайн вплоть до сегодняшних дней. Их с лёгкостью можно проследить в концепции предметов декора или в интерьерах всемирно известных дизайнеров, работающих при этом в очень разных стилях. Например, Tristan Auer, Charles Zana, Damien Langlois-Meurinne, Jean-Louis Deniot, Thierry Lemaire и многих других.

О мифах. Франция ассоциируется с Версалем, с позолотой, с классическим стилем, тяжелым и неадаптированным к большинству современных интерьеров. Действительно, некоторые исключительные компании во Франции могут невероятным способом воспроизводить исторические элементы декора. Мне, например, приходят на ум буазери компании Féau или освещение от Jean Perzel, или кожаная отделка от Meriguet Carrere. Но это не означает, что названные производители занимаются лишь подобными проектами, или что во Франции популярны только такие предложения. Креативных производителей и представителей современного дизайна тоже хватает: например, Ligne Roset и многие другие. На мой взгляд, данный миф возник из-за большого распространения вековой французской традиции ремесла, о которой я говорила ранее. Кроме того, рождение интерьерного дизайна в России совпало с эпохой, когда существовала потребность демонстрировать свое богатство, что и привело на рынок в первую очередь французские компании классического стиля. Сегодня многое поменялось, но, мне кажется, что ассоциация Франция – Версаль живет и поныне.

Об индустрии дизайна. Сейчас, я считаю, мы находимся в отчаянном поиске смысла, который соответствует кульминации, а также, в каком-то отношении, концу общества потребления. Мы дошли до логического конца и в настоящий момент начинаем понимать, что накапливание предметов не может само по себе наполнить жизнь. Именно поэтому индустрия дизайна, больше чем когда-либо, пытается нам дать ключ к пониманию, заставляя предметы «говорить». Более конкретно, я наблюдаю интересную вещь во Франции (и, конечно, не только там): появление нового осмоса между предметами декора и технологиями. Мы прошли через эпоху, когда технологии были видимыми, с вполне определёнными эстетическими параметрами; далее через фазу, когда, не изменяя их внешнего вида или концепции, дизайн пытался спрятать элементы технологии в интерьере. Теперь же мы находимся в фазе, которая лично меня очаровывает – это слияние красоты и технологий. Во Франции я могу назвать компанию Cinier, которая делает обогреватели-произведения искусства из натурального камня. Также есть компания Meljac, которая своими творениями из латуни и даже из драгоценных камней позволяет нам больше не прятать электроустановочные элементы за мебелью. И, конечно, существует множество молодых компаний, которые интегрируют предельно качественные hi-fi системы в мебель краснодеревщиков. Таким образом, мы доходим до самой сути логики глобального декора, и это движение только начинается: все в интерьере становится красивым, ничего не нужно прятать.

О работе дизайнера. На мой взгляд, в предметах дизайна люди ищут личные качества и отражение дизайнера,  что добавляет концептуальной и культурной ценности. Story-telling становится особенно важным. В моём понимании, такие личности, как Филипп Старк, успешны именно потому, что у них есть, что рассказать о собственных творческих произведениях. Они четко знают, почему нарисовали предмет именно так, а не иначе, и могут это объяснить. Но также есть и практичность.Предмет может быть красивым, но ничего не значащим или концептуальным, невозможным в использовании. Эти две комбинации, по-моему, не могут широко использоваться и существовать долго.

О Maison & Objet. В сентябре вы сможете открыть для себя в зале 7 пространство PROJETS, которое объединяет предложения для декораторов. Там же будет Designer’s Studio лаунж, оформленный дизайнером года Илзе Кроуфорд.Также будет 6-ая PARIS DESIGN WEEK и многие другие увлекательные проекты. M&O очень эволюционировал за последние годы в связи с реорганизацией пространства и предложений участников. Выставка отпраздновала свои 20 лет в прошлом году, что уникально в индустрии профессиональных выставок. К тому же выставка продолжает быть мировым локомотивом дизайна: мало того, что ей нет равных, она еще и распространяется на весь мир, уже 2 года проводится в Майами в мае и в Сингапуре в марте. Французский Центр Дизайна очень горд представлять такого гиганта уже почти пять лет подряд на Российском рынке. Наша миссия – познакомить с этим мероприятием максимум профессионалов. Это сотрудничество стало большим успехом, поскольку мы увеличили вдвое количество посетителей выставки из России и СНГ. Невероятно и то, что мы до сих пор встречаем людей, которые не знакомы с выставкой! Значит, есть еще потенциал, а именно он стимулирует во всем, что мы делаем в России: постоянное развитие рынка и охват новых территорий!

4living.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*