Асмара: архитектурная жемчужина Африки

ЮНЕСКО включил в свой Список объектов всемирного наследия столицу африканской Эритреи город Асмару. Мы рассказываем, почему этот город давно стоило отметить вниманием, и иллюстрируем фотоисторией Стефана Бонесса

Кинотеатр Имперо на главной улице Асмары, архитектор Марио Мессина, построен в 1937.

Кинотеатр Имперо на главной улице Асмары, архитектор Марио Мессина, построен в 1937.

Асмара стала столицей Эритреи в 1900 году – через 10 лет после того, как Королевство Италия признало Эритрею собственной колонией, решив, что одного порта в Асэбе им мало. Итальянцы контролировали Эритрею до 1941 года, и именно благодаря этому периоду Асмара приобрела свое многослойное архитектурное наследие, в котором смешано буквально все – ар-деко, модернизм, футуризм, рационализм, колониальный стиль и даже кубизм. 

Станция Fiat Tagliero, архитектор Джузеппе Петацци, построена в 1938.

Станция Fiat Tagliero, архитектор Джузеппе Петацци, построена в 1938.

В заявлении ЮНЕСКО описание Асмары звучит так: «Беспрецедентный пример концентрации архитектуры раннего модернизма XX века в одном месте и ее существования в африканском контексте». 

Кинотеатр Рим, архитекторы Роберто Капеллано, Бруно Скьяфани, построен в 1937.

Кинотеатр Рим, архитекторы Роберто Капеллано, Бруно Скьяфани, построен в 1937.

Итальянцы и правда оставили после себя уникальное наследие, чудом уцелевшее в африканской стране, пережившей не один военный конфликт. Например, футуристичную станцию Fiat от архитектора Джузеппе Петацци часто называют одним из самых красивых зданий в мире, хотя в 1938 году она вызывала сомнения своей эксцентричностью. Считается, что итальянские архитекторы в Асмаре воплощали все свои самые «дикие» задумки – вдалеке от консервативных европейских норм. 

Жилой дом Faletta в рационалистском стиле, архитекторы Джузеппе Кане, Карло Марки, Альдо Бурцали, А. Фулини, построен в 1937-38.

Жилой дом Faletta в рационалистском стиле, архитекторы Джузеппе Кане, Карло Марки, Альдо Бурцали, А. Фулини, построен в 1937-38.

В1930-е уже половину населения Асмары составляли итальянцы, и она получила свое прозвище «Маленький Рим». А после победы Бенито Муссолини во Второй Итало-Эфиопской войне в 1935 году для архитектуры начался еще один период «расцвета». Итальянцы начали строить рационалистские правительственные здания и жилые комплексы, а также смело экспериментировать с ар-деко и футуризмом. 

Жилой дом Faletta в рационалистском стиле, архитекторы Джузеппе Кане, Карло Марки, Альдо Бурцали, А. Фулини, построен в 1937-38.

Жилой дом Faletta в рационалистском стиле, архитекторы Джузеппе Кане, Карло Марки, Альдо Бурцали, А. Фулини, построен в 1937-38.

Фотограф Стефан Бонесс создал целый фотопроект под названием «Застывший город», посвященный архитектуре Асмары. Он начал этот проект в 1990-х и все это время исследовал самые удивительные уголки города. Его фотоисторией мы подтверждаем то, что совет ЮНЕСКО сделал правильный выбор, и, между прочим, это первый случай, когда в Список объектов всемирного наследия включают целый модернистский город. 

Бывшая заправочная станция AGIP, архитекторы Карло Марки, Карло Монтабельти, построена в 1937.

Бывшая заправочная станция AGIP, архитекторы Карло Марки, Карло Монтабельти, построена в 1937.

Здание Дворца Лаццарини, архитектор Роберто Капеллано, построено в 1937.

Здание Дворца Лаццарини, архитектор Роберто Капеллано, построено в 1937.

Вилла Грация, архитектор Антонио Витальти, построена в 1942.

Вилла Грация, архитектор Антонио Витальти, построена в 1942.

Дом Alfa Romeo, построен в 1938.

Дом Alfa Romeo, построен в 1938.

Лестница в жилом доме, архитектор А. Биболотти, построен в 1944.

Лестница в жилом доме, архитектор А. Биболотти, построен в 1944.

Бар в кинотеатре Odeon, построен в 1937.

Бар в кинотеатре Odeon, построен в 1937.

Уличная сценка перед зданием Министерства Образования, построено в 1928.

Уличная сценка перед зданием Министерства Образования, построено в 1928.

Текст: Софья Карпенко

Статьи

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*