Дом-бункер архитектора Паулу Мендеса да Роши

Собственный дом в Сан-Паулу Мендес да Роша построил в возрасте тридцати двух лет, в 1964 году. С первого взгляда ясно, что это создание архитектора-бруталиста. Дом окружен земляной насыпью высотой в человечий рост и густыми зарослями деревьев, так что суровую бетонную конструкцию с минимумом окон с дороги почти и не видно.

Photo ad_06.jpg

Собственный дом да Роши — типичный образец его архитектуры. Тут все самое его любимое: материал — бетон, конфигурация — параллелепипед, цвет — серый, архитектурные приемы — консольные выносы и ленточное остекление. Плюс дом открыт природе — сад, такое ощущение как еще одна комната.

Внутри, но, дом оказывается на изумление легким и прозрачным. В принципе он состоит из двух горизонтальных бетонных брусков: жилые помещения “зажаты” между ними как начинка в сэндвиче. Потолок поддерживают четыре опоры, часть крыши консольная. Нижний этаж оставлен свободным – это “непостроенная комната” между фундаментом и жилыми помещениями сверху. 

Photo ad_01.jpg

Зодчий Паулу Мендес да Роша, лауреат премии Притцкера 2006 года, в интерьере своего дома. Текстильные стулья у окна сделаны по его дизайну.

Тут гуляет приятный ветерок и играют дети – навес защищает их от тропического солнца. Тут можно парковать машины, подъезжающие к дому по специальной рампе. Это промежуточная зона между садом и домом, и ее присутствие характерно для архитектуры да Роши, который старается связать свои здания с окружающей средой.

Photo ad_08.jpg

Знаменитый бразильский зодчий Паулу Мендес да Роша построил собственный дом в Сан-Паулу в 1964 году.

Поднявшись по скульптурно-монументальной лестнице, оказываешься в жилой части дома. Тут разместились столовая с кухней, спальни и ванные. Раздвижные деревянные перегородки разграничивают пространство визуально, но звук практически не заглушают. Поэтому на самом деле получается, что весь жилой этаж – это одна горница площадью двести сорок квадратных метров, и членам семьи тяжело уединиться. А что поделать!? Возводил все это архитектор-радикалист, принципиально отвергающий традиции “буржуазного” жилья.

Читайте также: Интерьвю с Паулу Мендесом да Роша

Photo ad_02.jpg

Меблировка в доме необычная — да Роша отливал ее из бетона. Литой камин — один из композиционных центров вольно спланированного помещения.

“Я был молод, и мне хотелось воплотить в бетоне мои представления об идеальном доме, – говорит да Роша. – Я стремился показать, что в пространстве нового типа семья будет и жить по-новому. Хотел обеспечить всем, и особенно детям, максимум свободы”. Стройка продолжалась почти три года – работы останавливались, когда у автора и хозяина заканчивались деньги. По соображениям экономии часть мебели отлили прямо на месте из бетона. Да Роша хотел проверить технические возможности материала и поэкспериментировать с модульными размерами.

Photo ad_04.jpg

Интерьер кажется теплым благодаря обилию дерева пероба — им выстелены полы и из него сделаны перегородки.

Несмотря на небольшой бюджет, изнутри дом на изумление уютный и обжитой. Да Роша добился этого благодаря тщательному отбору отделочных материалов и вниманию к тому, как они сочетаются друг с другом. Холод бетона соседствует с теплотой красноватого дерева пероба, которым отделаны полы, некоторые из стен и фасадные панели мебели. На кухне и в ванных нет керамической плитки – бетонные поверхности отшлифованы и покрыты лаком. Дневной свет поступает с трех разных сторон: через квадратные проемы в торцах и ленту остекления, идущую вдоль длинной стороны дома. 

Photo ad_09.jpg

Спальни в доме условно отгорожены — с помощью раздвижных деревянных перегородок.

Разнообразность источников света придает интерьеру глубину и пластичность. Эта стеклянная лента, еще один из излюбленных приемов да Роши. Но, света сквозь нее в данном случае проникает немного – слишком плотно на участке растут деревья. Так что приходится ожидать, пока глаза привыкнут к зеленому полумраку. Однако по мере продвижения вглубь дома интерьер становится светлее – Да Роша установил в “стратегических” местах фонари.

Photo ad_03.jpg

Участок так сильно зарос, что в доме царит полумрак.

Паулу Мендес Да Роша жил в этом доме (он называет его Casa PMR, по первым буквам своего имени) тридцать лет. В 1990 году, когда дети выросли, а сам он женился во второй раз, зодчий переехал в квартиру в центре Сан-Паулу. В семейном доме вначале жила его дочь с тремя детьми, после – старший из сыновей. Таким образом, дом, который на первый взгляд кажется холодным и мрачным, служит уже трем поколениям. Пространственная “странность” не помешала ему обойтись вполне функциональной семейной резиденцией, горячо любимой прошлыми и нынешними обитателями. 

Photo ad_05.jpg

Ленточные окна по длинным фасадам здания помогают наполнить светом помещения жилого второго этажа. Однако даже при таком обилии стекла дом не перегревается: деревья сада затеняют большие окна.

Все члены семьи регулярно тут встречаются, и сам зодчий здесь чувствует себя уютнее всего. “Как только мы переехали сюда, дом сразу же наполнился детским смехом и шумом дружеских вечеринок”, – вспоминает он. Из-за мобильных перегородок здесь царит полная свобода. “Интерьер – вроде временной инсталляции, он все время меняется: мы увеличиваем комнаты растущих детей, устраиваем кабинет, фотолабораторию и мастерскую”, – говорит да Роша.

Photo ad_07.jpg

Нижний уровень своего дома да Роша оставил открытым. Обычно там играют дети, но иногда его используют как парковку.

Редко столь суровая на облик архитектура оказывается на деле свободной и приспособленной к человеческим нуждам. Не зря дом извне похож на бункер: внутри его обитатели чувствуют себя защищенными от всех жизненных проблем.

Photo ad_10.jpg

Санузел — ниша в торцевой стене спальни. Семейство да Роши не жалуется на отсутствие приватности — они ценят свободу и возможность перемен, которые дают перегородки.

Текст: Кристина Радершад

Статьи

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*