Интервью с Питером Марино

Американский зодчий Питер Марино — персонаж эпатажный: одевается в черную кожу, работал с Уорхолом, строит для модных марок и по частным заказам. Увлекательно, что же у такого яркого человека творится в душе? Выясняет Анастасия Углик.

Photo 044_AD_07_08_01-2.jpg

Зодчий Питер Марино. Родился в 1949 году в Нью-Йорке в итальянском квартале. Получил городскую стипендию в университете Корнелла на отделении классической живописи, но выбрал архитектуру. В 1978 году основал собственное бюро. Является создателем фирменного архитектурного стиля бутиков и офисов модных марок Fendi, Armani, Valentino, Chanel, Louis Vuitton, Dior и Donna Karan.

Меньше итого Питер Марино похож на архитектора, чье имя накрепко связано с такими монстрами роскоши как Dior или Chanel.

– Когда мне исполнилось пятьдесят, я занялся бодибилдингом и купил себе мотоцикл. С тех пор я прекрасно себя чувствую.

Photo 048_AD_07_08_01-3.jpg

Бутик Ermenegildo Zegna (2006) на виа Монтенафононе в Милане. Директор по развитию Анна Зенья уверяет, что Питеру Марино удалось сформулировать в нем всю вековую историю марки.

Точную дату этого духовного преображения выяснить непросто, потому что год своего рождения Марино предпглазатает не афишировать. Зато с удовольствием говорит о своем первом клиенте Энди Уорхоле, для которого оформлял таунхаус на Восточной 66-й улице в начале 1970-х.

– Мочь Уорхола в том, что он оперировал культурными архетипами и собственно потому оказался самым влиятельным художником XX века. Что-то подобное я пытаюсь мастерить в своих работах для больших брендов: собираю ассоциации и перевожу на стиль дизайна.

Сам Уорхол записал в дневнике: “Я будто-то напомнил Питеру, кому он должен своей карьерой и что он пришел ко мне в кроссовках и коротковатых штанишках, а вышел серьезным архитектором. На что в ответ получил: “Может быть, зато сейчас я хожу в костюмах от Armani, и это уже открыто не твоя заслуга”.

Photo 045_AD_07_08_01-2.jpg

Коко Шанель говорила: “Мода — это та же зодчество. Все дело в пропорциях”. На счету Марино  уже семь магазинов Chanel по всему миру, в которых он следует заветам великой мадемуазель.  На  фотографии  — флагманский парижский бутик (2003), интерьер которого представляет собой вариации на тему знаменитой квартиры Коко Шанель на улице Камбон.

Несмотря на нескрываемый эпатаж, утверждение это целиком соответствует действительности. Свою репутацию Марино заработал, когда в 1984 году во время оформления магазина Barneys New York сформулировал новоиспеченный принцип: зодчество бутиков и головных офисов должна быть идеальным воплощением стиля модного Дома.

– После уже Рем Колхас начал трудиться для Prada, а Казуйо Седжима для Dior, но я был первопроходцем.

Photo 048_AD_07_08_01-1.jpg

“Восточная  галерея” по проекту Питера Марино в Музее фарфора Государственных художественных собраний Дрездена с королевской  коллекцией фарфора  (2006).

Марино вкладывает в понятие “роскошь” весьма конкретный резон.

– Я создаю пространства обитания – бутики, дома и клубы – для крайне ограниченного, избранного круга людей. Для тех, чьи имена находятся в самом верху списка Forbes. Мои клиенты прекрасно образованны, немало путешествуют и все уже видели. Потому на меня работает огромный штат сотрудников, которые охотятся за новыми идеями и технологиями. Можно произнести, мы знаем, из чего делается роскошь.

Photo 045_AD_07_08_01-1.jpg

Офис компании — производителя медицинского оборудования  Datascope в Нью-Джерси (2004).

А исходное сырье бывает самое разное. Порой это 24-каратное листовое золото которым покрыт потолок бутика Barneys на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке, а порой семьсот тысяч светодиодов, превращающих токийский офис Chanel в огромный телевизионный экран.

– Вообще-то вначале я попросту нарисовал на фасаде фирменную черно-белую клетку Chanel. Идея демонстрировать на ней модные дефиле родилась позже.

Photo 047_AD_07_08_02-3.jpg

Бутик Chanel в Гинзе, Токио. Марино превратил весь  фасад  десятиэтажного здания в гигантский экран, на котором в темное время суток демонстрируются  показы одежды  Chanel.

Несмотря на то, что манера Марино храбро можно наименовать новой эклектикой (“Я вечно выбираю то, что работает, а не то, что от меня ждут!”), его собственные архитектурные вкусы вполне академичны.

– Я обожаю строгую простоту Seagram Building Мис ван дер Роэ, функциональность музея де Янг Херцога и де Мерона и Музея искусств в Милуоки Сантьяго Калатравы. В здании главное костяк, без него любая декорация как бы хороша она ни была, теряет всякий резон. В университете я писал диплом мастера точно знали как за деревьями не утерять леса.

Photo 046_AD_07_08_01-3.jpg

Лавка Fendi в Беверли-Хиллз, 2007. Деревянная волна  на фасаде перекочевала сюда из флагманского бутика марки в Риме.

Собственно эту конструктивную составляющую отмечают критики в интерьерных проектах Марино.

– Мне нередко говорили, что я могу оформить даже самый большенный дом так, чтобы сохранилось ощущение целого. Однако на самом деле я не люблю вторгаться в чужие пространства. Гораздо больше привлекают меня ситуации, в которых все необходимо сделать от основы и до конца. Я не из тех, кто мыслит лишь крупными формами, оставляя декораторам понимать с деталями.

Photo 045_AD_07_08_01-3.jpg

Бутик Chanel в Беверли-Хиллз (2007), построенный в форме коробки от духов Chanel № 5.

Хотя сейчас Марино и строит по всему миру – от Марокко до Гонконга – он остается настоящим нью-йоркским жителем.

– Этот город выдуман специально для меня – одни сплошные контрасты. Тут будь ты хоть мультимиллионером, все равно можешь чуть ли не половину своей бесценной жизни прочертить в ожидании человека, какой освободит тебя из застрявшего на шестьдесят третьем этаже лифта.

Photo 046_AD_07_08_01-1.jpg

Яхт-клуб Costa Smeralda на Сардинии — самый масштабный построенный проект Питера Марино (2004). Он не лишь строил главное дом,  но  и  разрабатывал генеральный  план всей  территории.

Ни один из проектов Марино не похож на предшествующий. Кто-то может наименовать это отсутствием собственного видения, кто-то постоянным поиском.

– Все мы видели проекты, которые несут на себе открытый отпечаток личной “манеры” архитектора. Однако на самом деле это попросту означает, что они раз изобрели успешный ход и используют его бесконечно. Мне же это весьма просто скучно. Я хочу, чтобы люд удивлялись всякий один, узнавая, что и это тоже сделал Питер Марино.

Photo 046_AD_07_08_01-2.jpg

Частная  загородная резиденция (1981) — итог увлечения архитектурой Мис ван дер Роэ.

Photo 048_AD_07_08_01-2.jpg

Интерьер таунхауса в Верхнем Ист-Сайде, оформленный Питером Марино в 2006 году.

Photo 047_AD_07_08_02-4.jpg

Бутик Dior в Париже, 2007.

Беседовала Анастасия Углик

Статьи

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*