Куда идти во время 7-й Московской биеннале современного искусства

7-я Московская биеннале современного искусства – главное арт-событие этой осени. 19 сентября в Третьяковской галерее на Крымском валу стартует её основной проект «Заоблачные леса», среди звёздных участников которого – американкий художник Мэтью Барни, автор завораживающих световых инсталляций Олафур Элиассон и певица Bjork. Параллельная программа биеннале включает в этом году 72 проекта на разных площадках. Рассказываем о выставках, которые нельзя пропустить. 

1.»Заоблачные леса» в Новой Третьяковке

Когда: 19 сентября – 18 января 2018 | Где: Третьяковская галерея (Крымский вал, 10)

Центральный проект биеннале – выставочный блокбкастер «Заоблачные леса» – посвящён взаимодействию людей в эпоху новейших цифровых технологий. Куратор выставки Юко Хасегава, директор Музея современного искусства в Токио, размышляет над темой глобального и локального. В её трактовке «заоблачные леса» – это новое пространство вне географических и культурных границ, которое становится возможным благодаря достижениям цифровой эпохи – глобальной сети, технологиям дополненной и виртуальной реальности, облачным технологиям. 

Майкл Наджжар. Космический сад, 2013

Майкл Наджжар. Космический сад, 2013

Самый громкий проект выставки (всего для неё было отобрано более 200 работ) – дебютировавшая в 2016-м году иммерсивная инсталляция Bjork Digital. Серия панорамных видео с использованием объёмного звука и VR, основанная на композициях из последнего альбома певицы Vulnicura, погружают в фантастические ландшафты творческого мира Bjork. Другая знаменитость, датско-исландский художник Олафур Элиассон, представляет три новые работы из серии «Пространство резонирует от нашего присутствия», в которой игра света и цвета дарит зрителю новый сенсорный опыт.  

Инсталляция Bjork Digital

Инсталляция Bjork Digital

2. Template of Life на Винзаводе

Когда: 20 сентября-22 октября 2017 | Где: Центр современного искусства «Винзавод», Цех Красного (4-ый Сыромятнический пер., 1/8) 

Творчество дуэта Recycle Group, лауреатов премии Кандинского, участников 57-ой Венецианской биеннале созвучно главной теме основного проекта. Художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова интересует феномен виртуальной среды, подчиняющей человека своей власти. В 2015-м году в Венеции они показали инсталляцию Conversion: огромную скульптуру в виде логотипа facebook, помещённую в алтаре старинной церкви вместо распятия, а этим летом выступили в Пушкинском музее с большой выставкой Homo Virtualis. Новый проект краснодарской арт-группы – Template of Life — позволит зрителю на себе почувствовать боль отключения компьютера от сети и стать участником процесса его трагического выхода из рабочего состояния. Инсталляция в виде длинной чёрно-белой капсулы с помощью аудио и видео эффектов погрузит зрителя в состояние электронной машины, устройства, без которого немыслима жизнь современного человека. Инсталляция будет показана в рамках выставочного цикла «Прощание с вечной молодостью», который представляет искусство молодых, но уже известных художников и закрепляет за ними статус уже сложившихся и зрелых авторов. 

Инсталляция Template of Life, 2017

Инсталляция Template of Life, 2017

3. «Дэниел Аршам. Архитектура в движении» на ВДНХ 

Когда: 30 сентября-8 января 2018 | Где: Павильон №67, ВДНХ 

В павильоне «Карелия» на ВДНХ покажут инсталляцию одного из самых известных американских художников нового поколения – Дэниеля Аршама. Выставка, для которой он специально создаст девять новых работ, — совместный проект со знаменитой парижской галереей Perrotin, которая представляет молодого автора. Выпускник Высшей школы дизайна и архитектуры в Майами, Дэниель Аршам известен громкими коллаборациями. 

Инсталляция Hourglass, 2017

Инсталляция Hourglass, 2017

В качестве сценографа сотрудничал с легендарным хореографом Мерсом Каннингемом, спектакли для которого в разное время оформляли Роберт Раушенберг и Энди Уорхолл; проектировал интерьеры бутиков для Louis Vuitton, Calvin Klein, Dior Homme, разрабатывал дизайн альбомов для Фаррела Уильямса. В Москве Дэниел Аршам покажет работы в своём любимом жанре пространственной инсталляции. Советский павильон он превратит в медитативное белое пространство, наполненное трёхмерными «обманками» в духе Дали и Магритта: стены будут, подобно мягким тканям, завязываться в узлы и «волноваться» драпировками. 

Скульптура Bound Figure, 2014 Фото: Pippy Houldsworth Gallery

Скульптура Bound Figure, 2014 Фото: Pippy Houldsworth Gallery

4. «Джозетта Фиорони. 60-е в Риме» в MMOMA 

Когда: до 22 октября, 2017 | Где: Музей современного искусства (Петровка, 25) 

Итальянская художница Джозетта Фиорони – ключевая фигура итальянской арт-сцены 1960-70-х годов. Подруга абстракциониста Сая Твомбли и муза модного дома Valentino, в этом году она отмечает 85-летие. Большая ретроспектива художницы в музее современного искусства прослеживает её эволюцию от абстракции к радикальным работам 1970-х и знакомит с центральным явлением в творчестве Фиорони – «римским поп-артом» 1960-х. 

Куда идти во время 7-й Московской биеннале современного искусства

В её трактовке агрессивный и навязчивый стиль приобретает лирическое звучание. Используя характерные приёмы поп-арта, она создаёт нежные монохромные образы (большая серия работ написана серебряной алюминиевой краской) и находит вдохновение в классическом искусстве, заимствуя женские образы с картин Боттичелли, Карпаччо, Пьеро ди Козимо.

Куда идти во время 7-й Московской биеннале современного искусства

5. Константин Бранкузи. Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы из собрания Центра Помпиду 

Когда: до 12 ноября, 2017 | Где: Мультимедиа Арт Музей (Остоженка, 16) 

Выставка в Мультимедиа Арт Музее раскрывает талант великого скульптора через созданные им фотографии, фильмы и рисунки (из скульптурных работ на выставке представлены четыре: знаменитая «Спящая муза» 1910-ого года, «Прометей» (1911), «Торс молодого человека» (1923) и «Табурет»(1928). «Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?», – говорил Бранкузи, уверенный, что именно фотография способна передать суть его работ. Художник всегда был увлечён новейшими медиа, подчёркивают организаторы выставки. В своей парижской мастерской он устраивал перформансы, которые снимал на киноплёнку, устанавливал скульптуры на вращающиеся постаменты, экспериментировал с зеркалами, умножавшими отражения его отполированных до блеска скульптур, и фотографировал их в разных ракурсах. Наставником и помощником его фотоэкспериментов выступал знаменитый Ман Рэй. 

Куда идти во время 7-й Московской биеннале современного искусства

Текст: Дарья Самойлова

Статьи

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*