Пост почитания Нормана Фостера

1 июня исполняется 80 лет баронету и пэру, лауреату Императорской и Притцкеровской премий, почётному члену Российской академии художеств, самому успешному архитектору современности и главе целой архитектурной «фабрики» — Норману Фостеру.

Норман Фостер

Будто, ничего не предвещало такой головокружительной карьеры. Норман Роберт Фостер родился в предместье Манчестера. По его словам, у выходца из района, где он рос, “было столько же шансов угодить в университет, сколько обойтись Папой Римским”. Его папа работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers, финансовое поза было безрадостным, потому линия к архитектурной славе был долгим. Норман Фостер поступил в Архитектурную школу при Манчестерском университете лишь в 21 год, но учился пять, так что после её окончания выиграл стипендию на обучение в Йельском университете в США. Там он познакомился с Ричардом Роджерсом, с которым позднее основал мастерскую «Team 4» и сформулировал новое курс в архитектуре – хай-тек.

В детстве Норман увлекался паровозами и самолетами. В юности был радистом в Королевских ВВС. Ныне, имея лицензию пилота, Фостер самостоятельно летает на личном реактивном самолете. Альянс техники и архитектуры лег в основу философии проектирования Фостера. Любой новоиспеченный проект – это в немалой степени блестящее инженерное решение, которое влечет за собой эстетику и форму здания. Любой новоиспеченный проект бюро “Foster and partners” – это непременно новоиспеченный рекорд: масштаба, технологичности, высоты или бюджета.

С тех пор как в 1967 году Фостер открыл свою архитектурную фирму, ему удалось реализовать более ста проектов, многие из которых стали знаковыми объектами своего времени. Ныне в бюро работает возле 1000 человек, это целая фабрика современной архитектуры. Ныне заказывать проект в мастерской Нормана Фостера престижно, так будто это автоматически подчеркивает статус и финансовую мощь заказчика, будь то бражка, город или целое страна. Мы вспомнили самые значительные творения архитектора и его фабрики.

1. Банк Гонконга и Шанхая

Гонконг, 1979-1986

Перед Норманом Фостером стояла задача выстроить лучшее в мире дом банка, учитывая особенности местной культуры фэн-шуй. Великий изобретатель, Фостер придумал атриумы внутри здания: атмосфера начал циркулировать не лишь снизу наверх, но и по горизонтали, перепад давления внутри и извне стал меньше. Поскольку на участке уже располагался престарелый функционирующий офис банка, требовалось надстроить сверху новое дом, а внизу реорганизовать престарелый офис. 

Photo 01-2.jpg

Для решения этой задачи вначале были сконструированы стальные мачты в трех местах стройплощадки. Таким образом, наметились объемы трёх башен высотой в 29, 36 и 44 этажа. Зодчий применил новоиспеченный метод возведения небоскрёбов без центральной оси, с использованием лишь наружного скелета, что позволило добиться невероятной высоты конструкции. Мачтовая структура позволила применить и иной радикальный ход – выплеснуть конструкции и коммуникации к периметру здания, расположив офисные пространства со свободной планировкой вкруг 10-этажного атриума.

Photo 01_1.jpg

2. Коммерцбанк-Тауэр

Франкфурт, Германия, 1994 – 1997

Трехгранный небоскреб “Коммерцбанк-Тауэр” — основной символ Франкфурта-на-Майне и один из первых экологичных небоскрёбов в Европе. В плане дом представляет собой треугольник, какой состоит из трёх сегментов – офисных пространств – и центрального атриума, пронзающего все этажи высотки. 

Photo 02-1.jpg

С каждой стороны башни на разных уровнях, окружая ее по спирали, располагаются четырехэтажные сады. Любой сад олицетворяет собой флору определенного региона: средиземноморскую, североамериканскую, азиатскую. Эти сады играют роль естественных фильтров, глазащающих атмосфера в центральном атриуме, какой является аналогом дымохода-вентиляции для расположенных по его периметру офисов. Также в этих садах сотрудники офисов могут передохнуть во время перерыва. Частицы природы придают офисам качество гуманных пространств – главная идея Фостера, культивируемая им во всех проектах и поставленная, благодаря гениальному менеджменту, на поток.

Photo 02-2.jpg

3. Рейхстаг, Новоиспеченный германский парламент

Берлин, Германия, 1992 – 1999

В 1992-м году бюро Фостера победило в конкурсе на восстановление Рейхстага. Архитектурной команде необходимо было подчеркнуть значения Бундестага будто демократического форума, организовать легкую общественную доступность и учесть статус исторического здания и строгое соответствие окружающей городской среде.

Photo 3-01.jpg

Дом Рейхстага сильно пострадало во время войны. Фостер решил наново отворить основной вход для посетителей и покинуть фрагменты исторического здания с “отпечатками” истории, сделав из Рейхстага музей немецкой истории. Новоиспеченный лицо историческому фасаду придал огромный стеклянный купол. Будто и в других проектах Фостера, этот элемент является не столько архитектурным, сколько инженерно и технически необходимым. Купол состоит из 360 зеркал, которые способны пропускать свет. Панели купола оснащены регулируемым отражателем, какой в зависимости от времени суток направляет свет вовнутрь здания, освещая интерьерное пространство, или отражает свет вовне, подсвечивая купол ночью изнутри. В куфон установлены винтовые пандусы, которые ведут на смотровую площадку с захватывающим панорамным видом. Кушать суждение, что зодчий, таким образом, символически поднял обычных горожан над избранными ими представителями парламента, заседающими этажами ниже. Купол также является частью экологичной автономной энергосистемы, позволяющий зданию снижать затраты энергии.

Photo 3-02.jpg

4. Британский музей, внутренний двор

Лондон, Англия, 1994 – 2000

Фостер называет своими учителями В.Г.Шухова и Р.Б.Фуллера. Сетчатые инженерные конструкции этих великих мастеров подлинно просматриваются во многих проектах Нормана Фостера. Одним из лучших его творений на эту тему является перекрытие внутреннего двора Британского музея. 

Photo 04-2.jpg

В отличие от купола Рейхстага тут не было никакой особой идеологии. В центре крытого двора – великолепно восстановленное пространство читального зала, какой озонаывают широкие лестницы, ведущие наверх к галереям временных экспозиций и ресторану. Летящее перекрытие, связывающее исторические фасады музея с объемом читального зала, выглядит попросту и изящно. С появление ажурного перекрытия во внутреннем дворе музея появился новоиспеченный социальный середина, объединяющий все окружающие его галереи и основные уровни музея.

Photo 04-01.jpg

5. Сити-холл

Лондон, Великобритания, 1998 — 2002

Сити-холл — дом в Лондоне, служащее резиденцией Администрации Большого Лондона. Внутри “Сити-холла” находится громадная винтовая лестница, которая пронизывает дом, поднимаясь до десятого этажа. В проекте Сити-холла звучит уже знакомая тема прозрачности, энергоэффективности и аэродинамических форм. Трансвремянтные фасады символически указывают на открытость и демократичность городского управления. Офисы вентилируются естественным путем, помещения не перегреваются, и дом потребляет итого лишь четвертую доля энергии, достаточной обычному офисному зданию с системой кондиционирования. 

Photo 5-2.jpg

Несмотря на обоснование такой причудливой формы и позиционирование здания будто энергоэффективное, бюро Фостера столкнулось с критикой. Энергосберегающие свойства строения были подвергнуты сомнению, критики произвели необходимые исследования, доказывающие, что экономии нет.

Photo 5-1.jpg

6. Башня Мэри-Экс, штаб-квартира «Swiss Re»

Лондон, Англия, 1997-2004

Эта башня, в народе прозванная “огурцом”, — первое в Лондоне экологичное высотное дом, построенное по инновационному проекту, какой развивает идеи климатического офиса. Фостер сделал этот небоскреб собственно такой формы, чтобы снизить ветровые нагрузки на поверхность, создать комфортные обстоятельства на уровне пешеходного уровня и гарантировать разницу внешнего и внутреннего давления, необходимую для функционирования уникальной системы естественной вентиляции. В проекте башни Мэри-Экс воплотилась идея архитектора, которую он развивал более тридцати лет: идея гуманизации рабочего места и сохранения энергии, демократизации структуры здания благодаря созданию внутренних пространственных связей и объединения природы и рабочего пространства.

Photo 6-1.jpg

7. Виадук Мийо

Франция, 2004

Одинешенек из самых длинных и высоких мостов в мире, виадук Мийо стал символом объединённой Европы, помещенный даже на банкноту в 500 евро. Он также является символом красоты инженерной конструкции и выражает идею возможностей индустрии. Соавтором проекта выступил французский инженер Мишель Вирложо, популярный по проекту вантового моста в Нормандии. Архитектурные детали у виадука Мийо отсутствуют, что характерно для стиля хай-тек. 

Photo 7-2.jpg

Проект вантового моста с семью высоченными овремями изначально времяжал своей амбициозностью. Считалось, что стройка этого гиганта во французской глуши опустошит государственную казну и не окупится в дальнейшем. Однако, кроме того, что мост решил транспортную проблему, но стал еще и достопримечательностью, к которой ныне стекаются толпы туристов.

Photo 7-1.jpg

8. Башня Хёрста

Нью-Йорк, США, 2000-2006

Башня Хёрста – это ренессанс мечты основы XX века. В 1928 году Вильям Рандолф Хёрст для своего издательства построил на 5-й Авеню 6-этажное дом в стиле ар-деко. Он полагал, что оно станет основанием грандиозной башни, но её стройка было прервано из-за Великой депрессии. Спустя 70 лет, Норман Фостер, “достроил” небоскрёб, создав диалог между старым и новым. Новое дом “выросло” из постройки 20-х годов, не нарушая исторические фасады. Без инноваций не обошлось: дождевая вода, скапливающаяся в резервуарах на крыше, используется для полива растений и работы кондиционеров. Конфигурация фасадного остекления – треугольники – выбрана Фостером благодаря высокой эффективности. Такое решение позволяет использовать на 20% меньше стали, чем сооружение прямоугольных конструкций.

Photo 8-1.jpg

9. Стадион Уэмбли

Лондон, Великобритания, 2003-2007

Новоиспеченный стадион был открыт в 2007-м году на месте старой легендарной арены и стал одним из самых дорогих стадионов в мире: затраты на его стройка составили 798 миллионов фунтов стерлингов. В основу дизайна нового 90-тысячного “Уэмбли” легла конфигурация “чаши” с раздвижной крышей. Также он может использоваться будто атлетический стадион: для этого проектом предусмотрена возможность возведения временной платформы на нижних ярусах. 

Photo 9-2.jpg

Отличительной чертой стадиона является решётчатая арка с круглым сечением диаметром 7 метров и протяжённостью 315 метров, возвышающаяся на высоте 133 метра. Арка поддерживает весь вес северной крыши и 60 % веса выдвижной крыши на южной стороне. Арка стадиона является самой длинной незакреплённой структурой крыши в мире.

Photo 9-3.jpg

10. Хан-Шатыр

Астана, Казахстан, 2006 – 2010

Торговый середина в столице Казахстана в виде крупнейшего шатра вошел в десятку лучших мировых эко-зданий по версии журнала Forbes Style. Ажурная кровля Хан-Шатыр, сконструированная из сети стальных вант, покрывает гигантскую территорию площадью 127 тысяч квадратных метров. Внутри шатра находятся сотни магазинов, супермаркеты, рестораны, большенный парк и даже спа-середина с песком, привезенным с Мальдив. У торгового центра помимо развлекательной функции кушать важная градостроительная роль — “Хан Шатыр” замыкает с севера центральную ось плана Астаны и на сегодняшний день является самой высокой постройкой города. Оболочка здания покрыта прозрачном полимерным покрытием. Благодаря особому химическому составу, оно защищает внутреннее пространство комплекса от резких температурных перепадов и создает комфортный микроклимат внутри комплекса.

Photo 10.jpg

11. Музей изящных искусств

Бостон, США, 1999-2012

Когда сотни тысяч экспонатов перестали умещаться на площадях Бостонского музея искусств, стало очевидно, что необходимо мастерить пристройку. Кроме того, число посетителей с каждым годом росло, потому было решено организовать пространства, рассчитанные на большенный поток. 

Photo 11.jpg

Проект Нормана Фостера предложил новую структуру расположения галерей, исследовательских и образовательных центров, которые смогли поместить вдвое больше желающих. В этом проекте зодчий продолжает тему архитектурного диалога эпох, дополнив историческое дом музея современным объемом, и расположив их симметрично. Таким образом, Фостеру удалось восстановить логику оригинального плана, заложенного американским архитектором Гаем Лоуэллом еще в 1907 году.

Photo 11-2.jpg

Текст: Марина Савельева

Статьи

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*