Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Статья расскажет о том, будто верно организовать смотровую яму в гараже. Вы узнаете об особенностях этого сооружения, популярных ошибках и методах их устранения. Кроме того, мы опишем пошаговое руководство с фотографиями для постройки смотровой ямы усиленной конструкции.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Гараж при достаточном навыке его владельца исподволь превращается в СТО, в котором происходит ремонт и обслуживание автомобиля заботливыми хозяйскими руками, и здесь не стать без обустройства смотровой ямы. Ее конструкция представляет собой прямоугольное продольное углубление вдоль гаража шириной 600–800 мм и глубиной в средний человечий рост. Длина ямы определяется местными условиями, однако обыкновенно её стараются сделать максимально длинной.

Элементы смотровой ямы

Несмотря на кажущуюся простоту, гаражная яма имеет характерные особенности, которые необходимо соображать заране:

  1. Гидроизоляция (ГИ). Безусловный и обязательный скрытый элемент, пренебрежение которым чревато тем, что яму будет невозможно использовать. Главная проблема любых ям и погребов — сырость: автомашина, стоящий над влажный ямой, сам станет сыреть и гнить.

Примечание. Степень грунтовых вод (УГВ) может стать препятствием к строительству ямы, т. к. затопляемый резервуар — недопустимое сооружение для гаража.

  1. Силовой очертание по верхнему периметру. Обыкновенно его делают из уголка, к которому приваривают арматуру, сетку или попросту «хвосты», которые запускают в армирование стяжки. Эта стальная рамка нужна для того, чтоб сдерживать давление от авто в динамике и статике. Без неё колёса попросту продавят стяжку (которая редко бывает толще 50 мм) и она будет разрушаться и сыпаться в яму. Стальной очертание служит также упором для домкрата и местом укладки перекрывающей доски.
  2. Ниши. Дают 200% к удобству в работе. Чем их больше, тем удобнее трудиться. Достаточный размер — вышина 300–400 мм, глубина 150–250 мм, длина 400–500 мм. Обыкновенно на яму под легковой автомашина делают много 4 ниши — примерно под каждым колесом.
  3. Дополнительные упоры. В районе колёс, при монтаже силового контура, можно заложить дополнительные двутавры или швеллеры (высотой 90–120 мм) для удобства смещения домкрата по высоте. Практика показала, что такие манипуляции в районе ступиц — частая надобность.
  4. Освещение. Профи знают, что свет в таких ямах должен быть запитан от 36 вольт. Это исключает возможность возгорания паров топлива и ГСМ. При питании от 220 вольт короткое замыкание или разбитая лампа могут стать причиной несчастного случая, т. к. скоро выкарабкаться из ямы, перекрытой автомобилем, будет сложно.

Малозначимой особенностью является лестница, ступени которой могут быть сделаны монолитными, заодно со стенами. Подобный марш делают чаще итого в больших гаражах с ямами более 5 м в длину. В частном хозяйстве из экономии места применяют обычные приставные лестницы.

Особенность устройства смотровой ямы

Проектируя смотровую яму для собственных нужд, ориентируйтесь на удобство работы для себя. В первую очередность это вышина рабочего пространства или глубина ямы. Тут они делятся на два типа:

  1. «Стоячие». Предназначены для работы стоя, в полный рост.
  2. «Сидячие». Операции выполняются, сидя на поперечном сиденье. Его можно ввести на ролики, а по стенам впустить направляющие и легко перемещаться по яме. Этот способ экономит 500–600 мм глубины и материал для стен.

В обоих случаях кромка ямы должен быть примерно на уровне плеча мастера. Этот принцип не влияет на конструктив, лишь на глубину.

Популярные ошибки при самостоятельном строительстве смотровой ямы

Мы рассмотрим недочёты при самом простом варианте с кирпичными стенами:

  1. Бетонирование пола перед стенами. Основную массу смеси для стяжки или лежачей плиты пола следует укладывать после возведения первых рядов. Иными словами, плита должна быть внутри стен, а не стены стоять на плите. Плита внутри будет содержать нагрузку от грунта и дополнительно страховать от деформаций «коробки». Для стен довольно сделать мини-фундамент 60–80 мм.
  2. Яма без стяжки. Совершая эту ошибку, яму делают каменной или бетонной, а стяжку не делают из экономии или откладывают «на потом», т. е. навек. Лучшее решение — сделать стяжку, чтоб обвязать силовой очертание ямы, даже если в ней дудки особой необходимости.
  3. Пренебрежение силою грунта. Нередко эта промах становится роковой — движения на глубине ниже низа фундамента гаража не ощущаются на поверхности. Изымая грунт из ямы, человек нарушает его естественную структуру, и грунт стремится заполнить пазуху (это его природное свойство). Потому используйте все доступные средства армирования — кладочную сетку, армопояс, закладные детали, анкера.
  4. Пренебрежение армированием. Подземные конструкции следует армировать вдвое гуще, чем надземные. Аргумент о стабильном грунте — самоуспокоение, т. к. поведение почвы непредсказуемо и может меняться в связи с климатическими условиями. Иными словами, грунт может приступить давить на стенки — в этом случае поза спасёт армирование каждые 2–3 ряда с обязательной обвязкой углов.

Руководство по устройству ямы в гараже

В этой части статьи мы расскажем о том, будто выстроить яму своими руками, а точнее, о последовательности работ. «Короб» предлагается выполнить кладкой в полкирпича с ж/б армопоясом. Это будет вариант с максимальным усилением.

1. Изъять грунт. Размеры ямы: длина — исходя из возможностей гаража; ширина — внутренний размер (700 мм) плюс одинешенек кирпич 200 мм. Итого 1100 мм. В мини-траншею под фундамент стен уложить гидроизоляцию и забетонировать. Из крайней кромки фундамента выпустить арматуру для связки с армопоясом.

2. Выстелить яму гидроизоляцией. Несколько слоёв полиэтилена, либо специальная плёнка. Идеальный вариант — ПВХ мембрана. Она легко спаивается феном и создаёт объёмные углы.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

3. Всучить к выпускам арматуры вертикальные и горизонтальные стержни Ø 10–14 мм этак, чтоб получилась сетка с ячейкой примерно 150х150. Это должен быть жёсткий однослойный пространственный каркас, расположенный в пазухе 100 мм между кладкой и грунтом, покрытым гидроизоляцией.

4. Кладку стен можно возвысить на 3–4 ряда, непременно связывая кладочной сеткой, и забетонировать плиту пола. Можно вывести кладку до конца, попутно выкладывая ниши, а потом забетонировать пол.

5. По мере продвижения кладки пазуху можно бетонировать каждые 500–700 мм.

6. После высыхания раствора и бетона можно ввести силовой очертание. Он варится из уголка и устанавливается по верху кладки. К уголкам приварить выпуски арматуры или закладные детали.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

7. Затем к закладным деталям увязать сетку стяжки и забетонировать пол гаража.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

8. Конструкции следует гарантировать вентиляцию в течение 21 дня.

С уверенностью можно произнести, что яма, построенная по подобный технологии, выдержит любые пучения грунта, не протечёт и не отсыреет.

Другие варианты устройства ямы

На стабильных сухих грунтах, так, при расположении гаража на скорбь, можно не мастерить мощный армопояс и устроить более простое решение. Это может быть тонкослойное бетонирование «скользящей опалубкой».

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Бетонированием это называется лишь условно — скорее, это метод нанесения толстого слоя штукатурки, которая нужна для укрепления среза грунта.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Вместо выкладки каменного, можно изготовить цельнометаллический резервуар. Это вполне жизнеспособный вариант при наличии материала и умения герметично варить металл.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Абсолютная гарантия защиты от затопления, однако сам металл нужно усилить рёбрами жёсткости и защитить от влаги. Подобный «стакан» попросту устанавливают в котлован и бетонируют пазухи. Безусловный плюс — можно не привязывать ёмкость к стяжке.

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

В построении гаражной ямы дудки особой сложности. Главное — чётко соображать свои потребности и соизмерять их с возможностями гаража. Во всём остальном можно положиться на материалы этой статьи, созданной на основе опыта многих мастеров.

Виталий Долбинов, рмнт.ру

RMNT.RU — Статьи по строительству и ремонту

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*